Сочинение на «5»

Ре­шил под­нять во­прос о том, как школь­ни­ки пи­шут со­чи­не­ния.

Вот скажи́те, как мо­жет ре­бё­нок, не обре­ме­нён­ный жиз­нен­ным опы­том, сло­жив­шей­ся пси­хи­кой, ис­то­ри­че­ски­ми зна­ни­я­ми, ... Как он мо­жет на­пи­сать со­чи­не­ние? О чём он бу­дет пи­сать? Он бу­дет без­дум­но пе­ре­но­сить на бу­ма­гу мыс­ли, рас­ска­зан­ные на уро­ке ли­те­ра­ту­ры учи­те­лем.

А что рас­ска­зы­ва­ет учи­тель? Учи­тель рас­ска­зы­ва­ет мыс­ли из учеб­ни­ков ли­те­ра­ту­ры, вхо­дя­щих в школь­ную про­грам­му. Учи­тель рас­ска­зы­ва­ет нам о тя­жё­лых вре­ме­нах, в ко­то­рых жил пи­сатель, о том, как пи­сатель стре­мил­ся до­не­сти до со­вре­мен­ни­ков про­бле­мы об­ще­ства, о мыс­лях пи­са­те­ля, скры­тых от не­вни­ма­тель­но чи­таю­щих дет­с­ких глаз...

О чём в ито­ге мы пи­са­ли в шко­ле, про­чи­тав «Дан­ко»? О пла­ме­ни Ре­во­лю­ции и Ле­ни­не.

Уве­рен, что по­сле рас­па­да Со­вет­ско­го Со­ю­за си­ту­а­ция ра­ди­каль­но не из­ме­ни­лась. Мыс­ли ста­ли дру­гие, но всё рав­но не свои, и не учи́теля: как бы­ли, так и есть мыс­ли из учеб­ни­ка ли­те­ра­ту­ры.

Призна́юсь, ви­дел па­ру лю­дей, ко­то­рые бы­ли го­то­вы пи­сать со­чи­не­ния уже в 10–11‑х клас­сах. Эти лю­ди про­чи­та­ли все­воз­мож­ные ли­те­ра­тур­ные про­из­ве­де­ния, от­лич­но зна­ли ис­то­рию, гео­гра­фию, не­сколь­ко язы­ков...

По соб­ствен­но­му опы­ту знаю, что я мо­раль­но до­рос до на­пи­са­ния со­чи­не­ний толь­ко на стар­ших кур­сах уни­вер­си­те­та. В это вре­мя у ме­ня на­ча­ли по­яв­лять­ся ка­кие-то соб­ствен­ные мыс­ли при про­чте­нии ли­те­ра­тур­ных про­из­ве­де­ний. До это­го я мог лишь из­ла­гать, а не со­чи­нять.

И всё же в шко­ле есть ку­ча со­чи­не­ний, по­лу­чаю­щих «5, 5» (пер­вая оцен­ка за со­дер­жа­ние, вто­рая — за пра­во­пи­са­ние). Что же это за со­чи­не­ния? Я ска­жу вам. Ви­дел книж­ку, на­зы­ва­ю­щу­ю­ся «Со­чи­не­ния на “5”». Так вот, боль­шин­ство со­чи­не­ний, ко­то­рые по­лу­ча­ют пя­тёр­ки, мож­но пре­не­бре­жи­тель­но на­звать «со­чи­не­ни­я­ми на “5”». Все эти со­чи­не­ния как две кап­ли во­ды по­хо­жи друг на дру­га, и от­ли­ча­ют­ся от «со­чи­не­ний на “4”» лишь осо­бым «пя­тё­роч­ным» сти­лем. Этот стиль вы­дер­жан от на­ча­ла до кон­ца. Он вклю­ча­ет в се­бя кра­си­вый по­черк, вве­де­ние, ос­нов­ную часть, и за­клю­че­ние; вклю­ча­ет ре­че­вые обо­ро­ты ти­па «так что же хо­тел ска­зать нам ав­тор?», и тут же от­ве­ты на них, и так да­лее...

До­пу­стим, я про­чи­тал в не­сколь­ких ис­точ­ни­ках о ка­ком-ни­будь ин­те­рес­ном ма­те­ма­ти­че­ском ме­то­де. Я мо­гу на­пи­сать об этом ме­то­де ста­тью. Но это бу­дет из­ло­же­ние.

А те­перь, пред­по­ло­жим, я по­шёл даль­ше: не про­сто про­чи­тал о ме­то­де, а реа­ли­зо­вал его и при­ме­нил при ре­ше­нии раз­лич­ных за­дач. При при­ме­не­нии ме­то­да я уви­дел его силь­ные и сла­бые сто­ро­ны, мне по­на­до­би­лись ка­кие-то мо­дифи­ка­ции, ко­то­рые я при­ду­мал са­мо­сто­я­тель­но. У ме­ня сло­жи­лось впе­чат­ле­ние, по­явил­ся опыт. По­сле это­го я мо­гу на­пи­сать об этом ме­то­де ста­тью с ил­лю­стра­ци­я­ми, при­ме­ра­ми и по­яс­не­ни­я­ми. Это уже бу­дет со­чи­не­ние

Это на­по­ми­на­ет мне та­кую си­ту­а­цию: учи­тель­ни­ца рас­ска­зы­ва­ет в клас­се про что-то, по­том оста­нав­ли­ва­ет­ся, и за­да­ёт во­прос. Все мол­чат, и толь­ко Ма­шень­ка тя­нет ру­ку. «Ну, Ма­шень­ка, ска­жи нам, что ты ду­ма­ешь по это­му по­во­ду» — го­во­рит учи­тель­ни­ца. Ма­ша гор­до под­ни­ма­ет­ся и ан­гель­ским го­лос­ком круг­лой от­лич­ни­цы вы­ра­жа­ет свои «мыс­ли», на­столь­ко оче­вид­ные и ба­наль­ные, что дру­гие уче­ни­ки, спо­соб­ные ска­зать то же са­мое, про­сто по­стес­ня­лись (ну или бы­ли за­ня­ты сво­и­ми де­ла­ми, и не слу­ша­ли урок). «Пра­виль­но, Ма­ша. Са­дись. Пять» — ре­зю­ми­ру­ет учи­тель­ни­ца. Ма­ша са­дит­ся, оки­нув пре­не­бре­жи­тель­ным взгля­дом класс.

За­ме­ти­ли? В этой си­ту­а­ции есть осо­бый стиль, не­отъ­ем­ле­мы­ми ком­по­нен­та­ми ко­то­ро­го яв­ля­ют­ся де­воч­ка-от­лич­ни­ца, тя­ну­щая­ся вверх ру­ка (а не вы­крик с ме­ста) и то­му по­доб­ные эле­мен­ты. Ес­ли бы сло­ва Ма­шень­ки бы­ли бы ска­за­ны маль­чи­ком-ху­ли­га­ном Ва­сей, то от­вет учи­тель­ни­цы был бы при­мер­но та­кой: «Ва­ся, что ты го­во­ришь та­кое? Ты ведь не слу­шал!». А всё по­то­му, что маль­чик-ху­ли­ган на­ру­ша­ет стиль, и от­вет пе­ре­ста­ёт быть пя­тё­роч­ным.

Так и со школь­ны­ми со­чи­не­ни­я­ми: «5, 5» озна­ча­ет не бо­лее, чем ма­ши­наль­ное «са­дись, пять», вы­да­ва­е­мое учи­те­лем на услы­шан­ный им в ты­сяч­ный раз «пра­виль­ный от­вет», по­хо­жий по сти­лю на 999 преды­ду­щих «пра­виль­ных от­ве­тов» на тот же во­прос, ко­то­рые то­же по­лу­чи­ли «пять».

А что Ма­шень­ка? К стар­шим клас­сам она вы­рас­тет, оде­нет­ся по мо­ло­дёж­но­му, на­кра­сит гу­бы, ... и тем са­мым не­осо­знан­но вы­бьет­ся из сти­ля. Ещё год она бу­дет от­лич­ни­цей «по инер­ции». А по­том учителя́ и ро­ди­те­ли бу­дут толь­ко ру­ка­ми раз­во­дить: «стран­но, ведь та­кая де­воч­ка умнень­кая бы­ла в млад­ших клас­сах — круг­лая от­лич­ни­ца». Всё за­кон­чит­ся тем, что Ма­ша не смо­жет бес­плат­но по­сту­пить в уни­вер­си­тет, и пой­дёт ра­бо­тать ку­да-ни­будь сек­ре­тар­шей, рас­кла­ды­вать па­сьянс-ко­сын­ку.

А Ва­ся? Ли­бо по­па­дёт в ар­мию, ли­бо ста­нет ди­рек­то­ром ка­кой-ни­будь мел­кой фир­мы (к со­жа­ле­нию, в на­шей стра­не эти две ве­щи очень ча­сто вза­и­мо­ис­клю­чаю­щие). И в обе­ден­ный пе­ре­рыв, втай­не от же­ны, бу­дет ла­пать Ма­шу за зад­ни­цу.

26 отзывов на мысли по поводу школьных сочинений

Ну? Объ­яс­ни мне, до­ро­гой мой, по­че­му ты вме­сто то­го, что­бы ра­бо­тать, пи­шешь по­доб­ные ста­тьи? У те­бя мно­го сво­бод­но­го вре­ме­ни?!
Да я в оче­ре­ди Сбер­бан­ка про­сто­ял доль­ше, чем свои мыс­ли тут из­ли­вал. Ну а по су­ще­ству во­про­са есть, что ска­зать?
Про­бле­ма в том, что мно­гие школь­ни­ки не мо­гут ни­че­го ни ска­зать ни на­пи­сать. А ес­ли и мо­гут то очень очень кри­во. И со­дер­жа­ние кни­жек «Со­чи­не­ние на 5″ для них пре­дел со­вер­шен­ства, а Ма­шень­ка, по хо­ро­ше­му, при­мер для под­ра­жа­ния. На­чал за здра­вие за­кон­чил за упо­кой. При­чем здесь зад­ни­ца.
Пол­но­стью со­гла­сен со ска­зан­ным. Про Ва­сю, им­хо, лиш­нее — это уже от­дель­ное об­суж­де­ние, что там с ва­ся­ми про­ис­хо­дит. Лич­но я ду­маю, что со­вре­мен­ная си­сте­ма об­ра­зо­ва­ния учит школь­ни­ков в боль­шей сте­пе­ни за­по­ми­нать чу­жие мыс­ли и ре­зуль­та­ты, а не ду­мать. Школь­ные со­чи­не­ния — очень боль­шое зло! А со­чи­не­ния ме­да­ли­стов? Сколь­ко про­стых учи­те­лей ли­те­ра­ту­ры мо­гут на­пи­сать ме­даль­ное со­чи­не­ние? Са­ма идея со­зда­ния, за­да­ча та­ко­го жан­ра школь­ной ра­бо­ты как со­чи­не­ние, на­сколь­ко я его се­бе по­ни­маю, за­клю­ча­ет­ся в том что­бы на­учить че­ло­ве­ка мыс­лить са­мо­сто­я­тель­но и уметь это за­пи­сать. Как та­кую ра­бо­ту оце­ни­вать я не знаю.
На эту стра­ни­цу по­па­да­ет мно­го по­се­ти­те­лей по по­ис­ко­вым за­про­сам ти­па «Со­чи­не­ние на те­му кем я хо­чу стать и по­че­му» и «Что люб­лю я. Со­чи­не­ние». То есть школь­ни­ки да­же не зна­ют, что они лю­бят. Ку­да им по До­сто­ев­ско­му со­чи­не­ния пи­сать… Точ­нее, они зна­ют, что они лю­бят. Но им ведь на­до пи­сать со­чи­не­ние. Ес­ли они про­сто на­пи­шут свои мыс­ли — пя­тёр­ки им не ви­дать. Тут нуж­но пи­сать не свои мыс­ли, а со­чи­не­ние на «5». Вот де­воч­ка-от­лич­ни­ца Ма­шень­ка на­пи­шет что-то вро­де «Люб­лю вес­ной по­сле до­ждя бе­гать бо­си­ком по лу­жам и кри­чать “Здрав­ствуй, сол­ныш­ко!”», и по­лу­чит за­слу­жен­ную пя­тё­роч­ку. Ес­ли то же са­мое на­пи­шет маль­чик-ху­ли­ган Ва­ся, то учи­тель­ни­ца ска­жет, что он спи­сал у Ма­ши, и по­ста­вит трой­ку. Ин­те­рес­но то, что Ма­шень­ки, ко­гда вы­рас­та­ют, по при­выч­ке (или, быть мо­жет, от не­до­стат­ка ума), про­дол­жа­ют пи­сать по­доб­ные ве­щи, но уже в ан­ке­тах на сай­тах зна­комств. Вы най­дё­те мно­го Ма­ше­нек по за­про­су «Люб­лю хо­дить бо­си­ком по лу­жам». Толь­ко не за­будь­те «по­вто­рить по­иск, вклю­чив опу­щен­ные ре­зуль­та­ты», ибо да­же Гуг­лу на­до­е­ло по­ка­зы­вать всё это, и он «опу­стил не­ко­то­рые ре­зуль­та­ты, очень по­хо­жие на уже по­ка­зан­ные».
Сра­зу вид­но, что че­ло­ве­ку ста­ви­ли твер­дые трой­ки за со­чи­не­ния в шко­ле.
Ев­ге­ний, это вы ме­ня име­е­те в ви­ду? Я за со­чи­не­ния по­лу­чал чет­вёр­ки и пя­тёр­ки. Но это не озна­ча­ет, что я умел их пи­сать. Так же «ис­хит­рял­ся», как дру­гие уче­ни­ки: до­бав­лял мыс­ли, ко­то­рые хо­чет уви­деть учи­тель, ви­ти­е­ва­тые фра­зы, ка­кие-то кус­ки пе­ре­пи­сы­вал из ум­ных кни­жек, что-то по­мо­га­ли писа́ть ро­ди­те­ли, и то­му по­доб­ное…
Ху как уша­стая
Effexor Online
ATENOLOL TABLETS
propranolol
buy sildalis
buy propecia
propecia hair loss
Cialis Buy
wh0cd722678 best generic cialis
wh0cd467302 tadalafil
wh0cd386310 generic ventolin
wh0cd738374 buy levitra
wh0cd395414 Neurotin
This is a very good tip particularly to those fresh to the blogosphere.
Brief but very accurate info… Thanks for sharing this one.
A must read post!
Saved as a favorite, I really like your site!
wh0cd261526 Tretinoin
Hi there, this weekend is pleasant for me, since this moment i am reading this great informative paragraph here at my house.
wh0cd751802 Elocon Online
I have been browsing online more than 4 hours today, yet I never found any interesting article like yours.
It’s pretty worth enough for me. In my view, if all web owners and bloggers made good content as you did, the web will
be a lot more useful than ever before.

Оставить отзыв

Жёлтые поля обязательны к заполнению

   

Можете использовать теги <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong> <pre lang=""> <div class=""> <span class=""> <br>